Принятие нового законодательства в советский период
Оглавление:
- Конституционное законодательство в советский период
- § 6. Правовые акты Советского государства
- Законодательные акты советского периода.
- § 7. Позже в 1931 ЦСУ было переименовано в ЦУНХУ (центральное управление народнохозяйственного учета СССР при Госплане СССР, после войны в ЦСУ при Совмине. Создание основ советского права
- Реформирование системы советского права
- Начальный этап советского законодательства
- 3.2 законодательство советского периода
- § 2. Формирование советского права
Конституционное законодательство в советский период
Для конституционного прав представляет большой интерес период советской истории в 1924 по 1936 год, то есть с момента принятия первой советской конституции и до принятия новой. За это время в стране произошли значительные преобразования как политической, так и в экономической и социальной жизни. В экономике устанавливалось господство плановой системы. Ликвидация частной собственности, передача полномочий по руководству экономической политикой государства от «эксплуататарского класса» к пролетариату повлекли серьезные изменения и в социальном составе советского общества — в составе интеллигенции рабочего класса.
Последовали изменения и в среде крестьянства — здесь появилась собственная номенклатура и бюрократия. Преобразования наблюдались так же и в системе государственных органов и органов управления народным хозяйством. Все это требовало проведения и правовых преобразований с целью
§ 6.
Правовые акты Советского государства
Первыми правовыми актами Советского государства можно считать обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам».
Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была
«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»
, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.
Эта Декларация не была традиционным документом либерального государства о правах индивидуума.
Законодательные акты советского периода.
Изучение материалов об итогах выполнения планов. Статистика советского государства.С. вид практической деятельности, направленной на собирание, обработку, анализ и публикацию статистической информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем ее многообразии (экономики, культуры, морали, политики и др.).
В этом смысле под статикой понимают и совокупность сводных, итоговых показателей, относящихся к какой-либо области общественных явлений. Особенность советской с. заключается в том, что она была государственной. 25 июля 1918 г. В. И. Ленин подписал «Положение о государственной С.».
На основе этого документа были созданы Центральное статистич. Управление и широкая сеть местных учреждений. Таким образом, основной чертой советской статистики
§ 7.
Позже в 1931 ЦСУ было переименовано в ЦУНХУ (центральное управление народнохозяйственного учета СССР при Госплане СССР, после войны в ЦСУ при Совмине. Создание основ советского права
Советское право возникает вместе и одновременно с Советским государством.
В первый период истории Советского государства можно отметить три основные группы источников права.
Важнейшей из них является, конечно, новое законодательство, новые нормативные акты.
Их массив, узкий в первое время, непрестанно расширяется.
Реформирование системы советского права
Начиная с середины 1950-х годов наступил новый, второй этап кардинального реформирования действующей системы советского права.
Начало новой кодификации было положено принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в декабре 1958 г.
Земельное законодательство советского периода (1917-1990)
Первым после Октябрьской революции нормативным правовым актом земельного законодательства был принятый 26 октября 1917 г.
II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов декрет «О земле». Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалось принятие мер по соблюдению порядка при конфискации помещичьих имений.
Согласно этому Декрету право частной собственности на землю отменялось навсегда, все недра, земли, а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходили в исключительное пользование государства.
Все мелкие реки, озера, леса и пр.
переходили в пользование общин при условии заведования ими местными органами самоуправления.
Начальный этап советского законодательства
Каждый из периодов в развитии отечественного законодательства имеет отличия, нашедшие отражение в составе, структуре и содержательных особенностях документов.
Для первых лет советской власти была характерна множественность наименований законодательных актов, условно объединенных термином декреты.
Помимо самих декретов здесь имеются постановления, резолюции, обращения, положения, воззвания, декларации, инструкции. , отразившийся в своеобразии законодательного комплекса, характеризуется: 1) отсутствием разделения властей и соответствующих им функций законотворчества; 2) неразработанностью специфической правовой терминологии как в названиях документов, так и в содержании текстов; 3) огромным количеством, а также видовым и тематическим разнообразием законодательных актов; 4) ярко выраженным агитационно-пропагандистским дискурсом; 5) революционной
3.2 законодательство советского периода
, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными».
Однако значение приведенных слов существенно ограничивалось тем обстоятельством, что выдвигать кандидатов могли только
«коммунистические партийные организации, профессиональные союзы, кооперативы, организации молодежи, культурные общества»
(в формулировке ст. 141 Конституции 1936 г.), или
«организации Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативные и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также собрания военнослужащих по воинским частям»
(ст. 100 Конституции 1977 г.); при этом круг «других общественных организаций» был жестко ограничен — попытка диссидентской группы «Выборы-79» выдвинуть собственных кандидатов в Верховный совет СССР X созыва была целенаправленно сорвана бюрократическим аппаратом.
В теории такая организация советов должна была обеспечить их неразрывную связь с «прогрессивной» рабоче-крестьянской средой.
§ 2. Формирование советского права
Общей тенденцией развития права в Советском государстве стало практически полное отрицание дореволюционного правового опыта. В соответствии с идеологией большевиков право как важный регулятор общественных отношений в новых условиях временно сохраняло свое значение, но при этом по мере строительства коммунистического общества, оно (как и государство) должно было постепенно «отмереть», уступив свое место другим социальным регуляторам, прежде всего моральным нормам (позднее в СССР был даже принят Моральный кодекс строителя коммунизма).
В первые годы советской власти также получила достаточно широкое распространение точка зрения на то, что советское право — это отмирающее буржуазное право, свертывающееся по мере успехов социалистического строительства[5].